Председатель Общественного совета по вопросам СРО при Правительстве Санкт-Петербурга, генеральный директор и председатель правления Группы ЛСР Александр Иванович Вахмистров, участвуя в диспуте «Переход строительной отрасли на саморегулирование. Итоги первого года работы в новых условиях. Государственная поддержка строительной отрасли», который проходил в режиме «круглого стола», констатировал завершение организационного периода становления СРО Санкт-Петербурга. По стране функционирует более четырехсот СРО, из них более 45 в Ленинградской области и Петербурге. СРО формируются как по региональному принципу, так и межрегиональному, в масштабе всей страны по трем видам строительной деятельности - инженерные изыскания, подготовка проектной документации и строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов.
Государство, взяв за основу опыт передовых зарубежных стран, нацелено на передачу управляющих функций непосредственным участникам рынка. Отдавая функции регулирования отраслью строителям, предполагалось, что на местах они успешнее справятся, в рамках одной СРО, с недобросовестными компаниями и очистят от них рынок, тем самым приближаясь к основной цели саморегулирования - повышению качества и безопасности в строительстве.
Государство оставило за собой ряд функций- законодательную, учетную (Госреестр СРО Ростехнадзора), надзорную, но отказавшись от регулирования отрасли лицензированием, избавилось от таких негативных явлений как чиновничья коррупционность, безответственность и безнаказанность. Вступление в СРО и свидетельство о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства – процессы абсолютно бесплатные. За исключением имеющих, к сожалению, место в ряде регионов таких явлений как коммерциализация деятельности СРО. Тем не менее, всем понятно, что явления эти не долговременного характера.
Кроме этого саморегулирование обеспечивает коллективную ответственность, когда за ошибки одного отвечает каждый член саморегулируемой организации средствами, внесенными в компенсационный фонд. В случае уменьшения его суммы, в результате выплат заказчику за причиненный ущерб, он должен пополняться и опять же за счет всех членов партнерства. В этом и кроется причина столь строгого отбора претендентов при приеме в СРО и выдаче допусков. Желания оплачивать некомпетентность кого-либо, нет ни у кого. При реформировании отрасли, государством передана саморегулируемым организациям функция осуществления контроля деятельности всех членов партнерства. Даже в последнем законодательном акте ФЗ № 240 от 27 июля 2010 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на этом сделан особый акцент.
Начинается новый этап в жизнедеятельности СРО страны и региона. Необходимо досконально разработать стратегическую линию основных направлений работы по совершенствованию института саморегулирования и поднятия престижа строительных профессий.