Правительство намеревается утвердить проект готовящейся реформы системы саморегулирования в самое ближайшее время, в то время как профессиональные сообщества считают его не продуманным до конца и требующим серьезных доработок.
Содержание проекта нового федерального закона «О внесении изменений в Градкодекс РФ…», уже согласованного Министерством экономического развития, недавно было опубликовано в Сети. Текст был также отправлен в Национальные объединения и профессиональные сообщества и сейчас активно обсуждается ими. В то же время Правительство готовит еще два проекта – закон об осуществлении государственного и муниципального надзора в России и поправки в существующий закон о СРО.
Задача проводимых реформ заключается в том, чтобы не разрушить более или менее устоявшуюся систему саморегулирования, грамотно и аккуратно скорректировать ее функции, предоставить новые перспективы для дальнейшего развития и совершенствования. По мнению главного идеолога и вдохновителя саморегулирования В.С. Плескачевского, системе требуется перейти от управления видами работ к управлению видами деятельности. Именно эту задачу и стремятся решить разработчики нового законопроекта.
Важным нововведением станет отмена допусков СРО, а также обязательного членства в СРО для субподрядчиков. Теперь небольшие строительные компании избавятся от финансового бремени, связанного с членством в СРО, при условии заключения контракта с генподрядчиком, входящим в СРО и контролирующим качество строительных работ. Как считают эксперты, в конечном итоге судьбу членства в СРО определят сами застройщики, которые будут выбирать себе субподрядчиков с членством в СРО или без него. Вероятно, для минимизации рисков крупные компании все же отдадут предпочтение субподрядчикам, входящим в саморегулируемые организации, а потому бόльшая часть мелких фирм не будут выходить из состава СРО.
Законопроект также вводит требование формирования членами СРО еще одного компенсационного фонда. Если в СРО состоит более 10 строительных организаций, которые собираются участвовать в конкурсных закупках работ, то должен быть сформирован компфонд по обеспечению договорных обязательств.
Средства компенсационных фондов должны быть переведены на счета нескольких надежных, утвержденных Правительством банков, уполномоченных для работы с компфондами СРО. Этот перевод средств может стать своего рода «чисткой» рядов СРО, так как будут вскрываться все недостачи в компфондах, которые саморегулируемым организациям нужно будет либо покрыть, либо снять с себя статус СРО.
У членов саморегулируемых организаций появится обязанность предоставлять данные о совокупном размере обязательств по заключенным договорам, который должен соответствовать определенной сумме взносов в компфонд по обеспечению договорных обязательств. СРО также будет осуществлять ежегодную проверку соблюдения ее членами условий договоров.
Вводится система аттестации специалистов на право организации проектных и изыскательских работ, которая будет проводиться Национальным объединением СРО. Общие требования к аттестации – это наличие высшего профильного образования, постоянное проживание в РФ, стаж не менее 5 лет, знание законодательства о строительной деятельности и технических регламентов.
Вероятно, обсуждаемый законопроект должен будет пройти два чтения в Госдуме, и в июне он уже будет подписан Президентом РФ. Пока предварительно срок вступления законопроекта в силу назначен на 1 июля.
20.04.2016
РедакторРоссия, Москва, Москва
http://www.stroy-list.ru/